🧩КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ
Автор
С.В. Герасимова,
преподаватель спецдисциплин по специальности «Реклама» ГБПОУ «МПК», Магнитогорск
Аннотация. В статье представлен комплексный анализ стратегий развития креативного мышления студентов, обучающихся по направлению рекламы в условиях цифровой образовательной среды. Раскрываются инновационные подходы к формированию профессиональной креативности с учетом современных технологических трансформаций в медиапространстве.
Ключевые слова: креативное мышление, цифровая образовательная среда, профессиональная креативность, реклама, медиаобразование,
инновационные педагогические технологии.
Современная реклама предъявляет принципиально новые требования к креативным способностям специалистов [1, с. 45]. Цифровая трансформация коммуникативного пространства обусловливает необходимость разработки инновационных образовательных стратегий, направленных на развитие нестандартного мышления будущих профессионалов в области рекламы.
Способы креативного мышления в рекламной деятельности Креативное мышление в современном понимании представляет собой комплексную интегративную способность личности [2, с. 78-79]:
- генерировать оригинальные идеи;
- находить нестандартные решения коммуникативных задач;
- адаптироваться к быстро меняющимся медиатехнологиям;
- преодолевать стереотипные модели профессионального мышления.
В рекламной деятельности имеются свои особенности профессионального креатива.
Профессиональная креативность специалиста по рекламе включает [3, с. 112-113]: когнитивную гибкость, дивергентное мышление, способность к визуальной и вербальной трансформации контента, медиаграмотность и эмоциональный интеллект.
Раскроем каждый компонент на примере методик преподавания, в том числе с применением образовательной платформы «Юрайт».
1. Когнитивная гибкость.
Сущность компонента:
- способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникативной среды;
- умение переключаться между различными стратегиями мышления;
- готовность к пересмотру существующих подходов и генерации альтернативных решений.
Методы, которые используются с применением платформы «Юрайт":
- интерактивные кейсы с множественными сценариями решения;
- тренажеры по различным коммуникациям;
- симуляторы адаптивного маркетинга.
2. Дивергентное мышление.
Характеристика: способность генерировать множество оригинальных идей, продуцирование нестандартных подходов к решению рекламных задач, преодоление стереотипныхшаблонов мышления.
В образовательном процессе мы используем следующие инструменты:
- креативные воркшопы в онлайн-формате;
- модули по техникам брейншторминга;
- задания на множественность решений.
3. Визуальная и вербальная трансформация контента.
У обучающихся важно сформировать следующие ключевые компетенции:
- умение перекодировать информацию из одного формата в другой;
- навыки визуальной метафоризации;
- способность создавать многоуровневые коммуникативные конструкции.
В процессе обучения мы используем образовательные технологии:
- различные мультимедийные редакторы;
- спецкурсы по визуальной коммуникации;
- практикумы по трансформации рекламных посланий.
4. Медиаграмотность
Содержание
компонента:
- глубокое понимание современных медиаканалов;
- навыки работы с различными коммуникативными платформами;
- умение анализировать медиатренды и аудиторные предпочтения.
Используем следующие методы обучения:
- аналитические модули по медиапланированию;
- тренинги по работе с социальными медиа.
5. Эмоциональный интеллект является неотъемлемой частью
профессиональных навыков будущих рекламистов, а именно:
- умение считывать эмоциональные состояния целевой аудитории;
- способность создавать эмоционально резонансный контент;
- иметь навыки психологического проектирования рекламных обращений.
В рамках данного направления используются следующие развивающие технологии: психологические тренажеры, кейсы по эмоциональному маркетингу, модули по нейромаркетингу.
В рамках преподавания дисциплин "Разработка творческой концепции рекламного продукта" и «Маркетинг в рекламе» мной апробированы инновационные методики развития креативного мышления, основанные на личном педагогическом опыте и рекомендациях ведущих исследователей [4, с. 56-57] таких как:
- кейс-метод с использованием кейсов реальных компаний;
- проектное обучение с созданием полного цикла рекламной кампании;
- интерактивные воркшопы по генерации креативных идей;
- практикумы с использованием нейросетевых инструментов генерации контента;
- командные соревнования по разработке рекламных концепций.
Стратегии развития креативного мышления в цифровой образовательной среде
В целях развития креативного мышления у будущих специалистов по рекламе в ГБПОУ «МПК» идет разработка следующих стратегий креативного мышления:
1.Проектно-ориентированное обучение через:
— разработку мультимедийных рекламных кампаний;
— создание виртуальных креативных лабораторий;
— имитационное моделирование профессиональных ситуаций
2.Цифровые инструменты развития креативности через:
— использование нейросетевых генераторов идей;
— применение облачных платформ для совместного творчества;
3.Геймификация обучения через:
— креативные квесты;
— профессиональные симуляторы;
— командные соревнования по генерации рекламных концепций.
Первые результаты данных методик показали положительную динамику креативных способностей и повышение мотивации к профессиональной деятельности, а также формирование устойчивых навыков нестандартного мышления.
Развитие креативного мышления в цифровой образовательной среде требует постоянного обновления методологических подходов. интеграции технологических инноваций и создания мотивационных образовательных экосистем [5, с. 94-95].
Список литературы
1. Дружинин В.Н. Психология креативности: системный подход // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43. — № 3. — С. 5-15.
2. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 2021. — 304 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2022. — 448 с.
4. Матюшкина А.А. Креативность как ресурс инновационного развития // Вопросы психологии. — 2023. — № 1. — С. 45-57.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2022. — 320 с.
6. Юрайт: Цифровая образовательная платформа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urait.ru (дата обращения: 14.10.2025).
🎓 Присоединяйтесь бесплатно
к нашему образовательному сообществу!
В рамках проекта по развитию цифровой компетенции педагогов мы создали Telegram-канал и сообщество во ВКонтакте!
🔹 Здесь мы делимся опытом, инструментами и практическими рекомендациями, которые помогут сделать ваши уроки наглядными, динамичными и увлекательными.
🔹 Вы всегда будете в курсе актуальных вебинаров и мастер-классов.
🔹 Получите доступ к полезным материалам для вашего профессионального роста.
Подпишитесь уже сейчас, чтобы получать свежие идеи и полезную информацию!
➡️ Telegram канал https://t.me/onskillsru
➡️ Сообщество VK https://vk.com/on_skills
Цифровая дидактика
Электронный педагогический журнал
Издаётся с 2021 года, УДК 37.02:004, ББК 74.202.4
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-81646
Лицензия на образовательную деятельность
№ Л035-01255-50/01797419
Выписка из реестра лицензий >>
Уведомление о предоставлении лицензии >>

авторизуйтесь