🧩 Технологическая карта урока "Межличностные отношения с членами семьи и знакомыми в художественной литературе"
Автор: М.Ю. Сутоцкая
учитель английского языка МАОУ «Лицей № 2»
г. Пермь
Аннотация.
В статье рассматривается обобщение опыта проведенного урока, направленного на развитие у школьников старших классов базовых компетенций восприятия англоязычной литературы и формирование ценностных ориентаций, таких как дружба, посредством анализа художественного произведения Оскара Уайльда. Особое внимание уделяется глубокому пониманию ключевых идей и воспитанию эстетической культуры.
Ключевые слова:
межличностные отношения, английская литература, Оскар Уайльд, образовательная среда, семейные ценности, художественное творчество, жизненные принципы, оригинальные тексты, коммуникативные компетенции, нравственно-эстетическое воспитание.
📌 Технологическая карта урока ссылка>>
📌 Самоанализ урока ссылка>>
Современный мир ставит перед каждым человеком задачу осознания ценностей человеческой жизни, среди которых особое значение приобретают семья и друзья. Именно поэтому изучение таких тем приобретает особую значимость в образовательной среде. Этот урок английского языка направлен на расширение кругозора старшеклассников, обогащение их языковых компетенций и привитие им важных жизненных принципов.
Данный урок проводился у одиннадцатиклассников базового уровня владения английским языком. Основной целью мероприятия стало знакомство с особенностями межличностных отношений между членами семьи и друзьями, представленных в художественном творчестве знаменитого британского писателя XIX века Оскара Уайльда. Через призму произведений Уайльда школьники смогли понять ключевые идеи и принципы построения семейных и дружеских связей, оценить влияние этих взаимодействий на судьбу каждого персонажа.
Цель занятия заключалась в развитии способности воспринимать оригинальную литературу на английском языке, анализировать прочитанное и выражать свое мнение. Кроме того, важной задачей было пополнение лексического запаса обучающихся новыми словами и устойчивыми выражениями, характерными для творческого наследия великого мастера сатиры и нравственной прозы.
Основные этапы урока включали ориентировочно-мотивационный, операционно-исполнительский и рефлексивно-оценочный [2].
Ориентировочно-мотивационный этап начался с создания позитивного настроя, постановки обучающимся вопросов, направленных на выявление их интересов и ожиданий относительно темы. Такой подход позволил привлечь внимание учащихся и обеспечить необходимую мотивацию для дальнейшего погружения в материал.
Операционно-исполнительский этап был сосредоточен непосредственно на работе с литературным материалом. Школьники познакомились с краткой биографической справкой об авторе, проанализировали структуру текста, заполнили пропущенные фрагменты, подобрали синонимы к ключевым словам и попытались раскрыть смысл различных форм ироничного выражения мыслей. Эти упражнения способствовали углублению понимания специфики языка Уайльда и повышению уровня осознанности чтения.
Кроме того, ребята активно участвовали в парной и групповой работе, рассуждая о персонажах рассказа, описывая их характеры и поведение, пытаясь определить истинные причины поступков героев. Подобные задачи развивают способность выделять важные детали, сравнивать разные точки зрения и формировать собственные взгляды.
Особое внимание уделялось разбору цитат о дружбе и взаимоотношениях, представляющих эталонные высказывания писателя. Это помогло обучающимся глубже понять важность подобных чувств и отношений в жизни каждого человека [1].
Рефлексивно-оценочный этап ознаменовал завершение урока, которое прошло в форме самостоятельной оценки обучающимися своего вклада в общее дело, а также отражения степени усвоения полученных знаний. Был организован опрос, в ходе которого учащиеся делились своими впечатлениями, оценивали уровень своей подготовки и похвалили себя за индивидуальные достижения на уроке.
В качестве домашней работы было дано обязательное для всех обучающихся задание на закрепление пройденного материала путем изучения новых слов и предложен выбор одного из творческих заданий, направленных на применение приобретённых умений в реальных ситуациях общения.
Проведение урока продемонстрировало высокий уровень вовлеченности обучающихся в процесс познания, стремление разобраться в сути проблемы и повысить качество собственной речи. Было отмечено значительное повышение мотивации школьников к чтению оригинальной литературы, улучшилось восприятие оригинальных текстов и владение выразительными средствами языка.
Однако возникли некоторые затруднения, связанные с восприятием стилистических особенностей текстов Уайльда, трудностями перевода отдельных понятий и выражений. Для преодоления этих проблем преподаватель предложила включить больше практических занятий по развитию навыков чтения и понимания контекста [3].
Таким образом, данный урок достиг всех заявленных целей и выполнил поставленные задачи, способствуя формированию у обучающихся глубоких представлений о семье и дружбе, а также обогатил их знаниями и навыками в области иностранного языка.
💡Литература
1. Афанасьева, О.В., Дули, Дж., Михеева, И.В. Spotlight 11. Английский в фокусе. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2020.
2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва: Просвещение, 2018.
3. Тикунова, Л.И., Терехова, Ю.С. Английский язык. Методические рекомендации для учителей. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2021.
🎓 🎓🎓Присоединяйтесь бесплатно
к нашему образовательному сообществу!
В рамках проекта по развитию цифровой компетенции педагогов мы создали Telegram-канал и сообщество во ВКонтакте!
🔹 Здесь мы делимся опытом, инструментами и практическими рекомендациями, которые помогут сделать ваши уроки наглядными, динамичными и увлекательными.
🔹 Вы всегда будете в курсе актуальных вебинаров и мастер-классов.
🔹 Получите доступ к полезным материалам для вашего профессионального роста.
Подпишитесь уже сейчас, чтобы получать свежие идеи и полезную информацию!
➡️ Telegram канал https://t.me/onskillsru
➡️ Сообщество VK https://vk.com/on_skills
Цифровая дидактика
Электронный педагогический журнал
Издаётся с 2021 года, УДК 37.02:004, ББК 74.202.4
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-81646
Лицензия на образовательную деятельность
№ Л035-01255-50/01797419
Выписка из реестра лицензий >>
Уведомление о предоставлении лицензии >>
авторизуйтесь